Яков Александрович Протазанов родился 4 февраля 1881 в Москве. В 1900 году окончил
коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 гг
занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий
(был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра
московской кинофирмы «Глория».
Судьба режиссера Якова Александровича Протазанова сложилась на редкость удачно.
Он прожил в русском кинематографе почти сорок счастливых лет.
Путь режиссера был ровным, спокойным. Он не знал ни мучительных сомнений, ни
разъедающей душу неудовлетворенности. Не сочинял теорий, не искал
кинематографических «перпетуум-мобиле». Он просто делал картины, и их никогда не
клали на полку, а если критика ругала некоторые из них, то это прочно
компенсировалось неизменным кассовым успехом, стойким успехом у публики.
Однажды в жизни совершив ошибку — эмигрировав в 20-м году, Протазанов быстро понял
ее, уже в 24-м вернулся на родину и стал советским режиссером.
С 1910 года работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта, снял ряд фильмов в
соавторстве с В. Р. Гардиным. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного
режиссёра-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.
Шедевры дореволюционного Протазанова — фильмы «
Пиковая дама» и
«Отец Сергий». В 1918 году, вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И.
Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон,
УФА, где в период 1920-23 гг. снял ряд фильмов «За ночь любви», «Правосудие прежде
всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».
В 1923 году вернулся в СССР и снял ряд известных авантюрных и комедийных фильмов:
«Аэлита», «Процесс о трёх миллионах», «Белый орёл», «Закройщик из Торжка», «
Праздник святого Йоргена».
Протазанов открыл талант многих киноактёров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского,
Михаила Жарова.
Протазановский кинематограф высокого профессионализма не только подготовил
новаторские свершения киноискусства 20-х годов, пусть и дав прежде всего
возможность отрицать себя, от себя отталкиваться. Кинематограф Протазанова
переработал эти новаторские свершения, им не покорившись, но обогатившись и став
еще сильнее, как и от новых литературных источников.
В наши дни начали изучать зрителя, открывать «институты общественного мнения»,
проводить анкеты и опросы. А Протазанов без институтов и анкет отлично чувствовал
зрителя и безошибочно знал, что «смотрибельно» на экране и что понравится
публике, и, между прочим, публике самых разных слоев.
Конечно, заложены в Протазанове разные логические возможности для продолжения.
Но сам Протазанов остался собой: олицетворением профессии кинорежиссера,
мастерства, любви к делу, с которым прожил он всю жизнь.